Помреж всегда звонит трижды
Практически любой звуковой сигнал – это предупреждение или призыв к действию, будь то гудок парохода, выстрел стартового пистолета на соревнованиях или школьный звонок. В театре перед представление звонят трижды – и нам стала любопытна причина этого. Оказалось, что троекратный призыв занять свои места – не только устоявшаяся традиция. Такому организационному сигналу есть и логическое объяснение.
В колыбели мирового театра античным комедиям и трагедиям предшествовали трубы (отсюда, кстати, пошло выражение про испытание медными трубами – то есть славой, популярностью, которые часто сопутствуют актёрскому ремеслу). Однако к этому моменту все зрители были уже на своих местах, ведь перед развлечением была «официальная часть», которая заключалась в воздаянии почестей богам и героям – пропустить этот важнейший ритуал было просто невозможно. Поэтому трубами скорее возвещали о завершении этого сакрального действа.
В Средневековье театр тоже начинался не с вешалки, а с молитвы, после которой и стартовал спектакль – вместе с трапезой. Основное действие происходило во время перемены блюд, и трубами с барабанами артисты объявляли о продолжении пиршества.
Есть исторические свидетельства тому, что изначально в эпоху Возрождения в театре обходились вовсе без звука – о представлении оповещал специальный флажок, который поднимали перед началом пьесы, а опускали только по завершении. А, например, в Испании спектакль открывался небольшой композицией на гитаре: во время неё публика и занимала свои места.
Как утверждают некоторые исследователи, впервые звук колокольчика в начале театрального действа раздался на первой постановке пьесы Уильяма Шекспира «Буря». Случилось это 1 ноября 1611 года, когда труппа великого драматурга «Слуги короля» в рамках празднования Дня всех святых выступала во дворце Уайтхолл. Правда, известный американский теоретик культуры и историк театра Гарольд Блум утверждал, что публика впервые увидела «Бурю» зимой 1612–1613 года, когда отмечали женитьбу будущего короля Чехии Фридриха V на англо-шотландской принцессе Елизавете Стюарт. Как бы то ни было, важно отметить, что звон был обусловлен самой драматургией и прозвучал прямо со сцены. Как вы помните, пьеса начинается изгнанием из Милана волшебника Просперо и его дочери Миранды, которых отправили в открытое море на утлом судёнышке: собственно, сигнал корабельного колокола – рынды – и возвестил об отплытии.
В то время спектакли шли без перерывов: в случае смены декораций, например, зрителям предлагалось опять же послушать музыку или посмотреть балетный номер. Специальная пауза в представлении появилась во второй половине XIX века. В подобных перерывах также давали маленькие балеты или пьесы-интермедии, однако зритель при желании в этот момент мог и перекусить, и выйти из зала. Продолжение основного действа также требовало какого-то сигнала. И тут уже сомнений не было: колокольчик как нельзя лучше подойдёт для этой роли. Вопрос «Сколько звонков в театре?» решился сразу: изначально троекратный «дин-дон» был данью той самой упомянутой античной традиции: дробь барабанов, звон фанфар или звук труб перед постановкой тогда исполнялся именно трижды. Однако в современном театре это не просто дань истории: каждый из трёх звонков имеет своё значение.
Первый театральный звонок сообщает, что двери зрительного зала уже открыты, но не только. Мало кто знает это правило, но подразумевается, что после первого звонка свои места должны занять зрители, которые сидят в центральной части ряда – чтобы позже не беспокоить других театралов. А второй звонок как раз призывает пройти на свои места публику, в чьих билетах указаны кресла по краям. Третья трель свидетельствует о закрытии дверей и о том, что спектакль начнется с минуты на минуту, – после него вход в зрительный зал запрещён. Если вы опоздали, то капельдинеры скорее всего проводят вас в бельэтаж, на балкон или посадят на свободные места на задних рядах партера. В музыкальных спектаклях это возможно по окончании увертюры, а если вы опоздали на более продолжительное время, то сможете зайти в зал между музыкальными номерами: например, в мюзикле Театра МДМ «Ничего не бойся, я с тобой» сразу после первой композиции «Ленинградское время» или по завершении второй песни «Тысяча пластинок».
Кстати, о мюзиклах. На Бродвее в Нью-Йорке и Вест-Энде в Лондоне у каждого спектакля свой оригинальный звонок – как правило, коротенький отрывок из какого-то «ударного» номера шоу. Этот приём сохранялся и в российских постановках мировых шедевров музыкального театра, которые в Москве представляла команда продюсера Дмитрия Богачёва. Скажем, в «Русалочке» звонком была музыкальная фраза из номера «На глубине» (Under the Sea), а в «Призраке оперы» звучал сэмпл из «Маскарада» (Masquerade) – в том виде, в каком он играл из музыкальной шкатулки главного героя. Всякий раз перед премьерой оригинальный звонок, выбранный продюсером, главным дирижёром и заведующим труппой, согласовывался с самими авторами мюзикла (в приведённых примерах – с Аланом Менкеном и с Эндрю Ллойд-Уэббером).
Осталось только сказать, что сигнал к подаче звонка технической службе театра по обыкновению даёт помощник режиссёра. Но иногда это бывает и руководитель службы зала. Например, в «Гоголь-Центре» о необходимости занять свои места зрителей оповещал лично главный администратор, обходя фойе с настоящим колокольчиком в руках. В подавляющем же большинстве современные звонки, конечно, являются записью. Первый раздаётся за 15 минут до начала спектакля, второй – за пять, а третий звучит за 1-2 минуты.
Итак, дамы и господа, прозвенел третий звонок, занавес открывается!..