Оркестровая яма – обособленное помещение, расположенное в трюме авансцены, где размещается оркестр с дирижером.
Невозможно сосчитать, сколько в мире спектаклей, в которых принимает участие оркестр. Это и мюзиклы, и оперы, и балеты, и даже многочисленные драматические спектакли. Расположение оркестра может быть различным, но более классическим считается размещение музыкантов в оркестровой яме.
Источник: art-black.ru
Оркестр – группа музыкантов под руководством дирижера. Они должны исполнить произведение так, чтобы все инструменты прозвучали точно и гармонично.
Роль оркестра в театре, на первый взгляд, достаточно очевидна. Профессиональные исполнители играют на музыкальных инструментах композиции, задуманные автором. Однако любое появление мелодии в спектакле несет глубокий смысл.
В драматическом театре оркестр усиливает впечатление от актерской игры. Звучащая музыка дополняет действие, придает ему новые красочные смыслы. Она помогает поместить зрителя в задуманную режиссером атмосферу.
Для оперы, балета и мюзикла музыка является основой спектакля. Именно поэтому участие оркестра в спектаклях таких жанров особенно важно. Все действие сопровождается музыкальными композициями – звучат арии и мелодии, под которые исполняются танцевальные номера.
«Оркестр мюзикла“МАММА МИМО, или мюзикл пошел не так»
На данный момент классическая оркестровая яма устроена так, что дирижер находится на возвышении по отношению к музыкантам, и может контролировать как действие на сцене, так и то, что происходит в оркестре. Так он может своевременно дать сигналы всем исполнителям.
Большое пространство ямы позволяет расположить значительное количество музыкантов. Некоторые исполнители (например, группа ударных инструментов – обычно, барабанная установка) находятся в обособленных пространствах оркестровой ямы. Это решение связано с тем, что достаточно шумный музыкальный инструмент может помешать слышать другие группы инструментов. Его обособленное положение позволит нивелировать разницу в звучании.
При этом обычно оркестровая яма устроена так, что звук всегда попадает к зрителям – ее ближний к залу край ниже противоположного. Таким образом звуковые волны отражаются от стен самой ямы и беспрепятственно «летят» в зал. Кроме того, усилению звука способствует специальный акустический козырек, который позволяет равномерно распределить звук по площади зала.
Источник: art-black.ru
Первоначально существовала странная традиция – оркестр стремились «спрятать». Это было вызвано тем, что он мог загораживать зрителям сценическое действие. Музыканты располагались за ширмами, на балконах и в других укромных уголках залов. Однако в конце концов зрителей перестало устраивать то, что некоторые инструменты из-за такого положения слышно не было.
В связи с этим творцы приняли решение разместить оркестр ближе к зрителям. Словом pit (с англ. – яма) назывался тогда весь партер в зале. Действительно, по отношению к возвышенной сцене партер находится как будто в «низине». Там не было ни кресел, ни лавок, а пол чаще всего был земляной (именно отсюда произошло его название – par terre – что переводится с французского как «на земле»). Там свободно стояла публика, а за небольшой перегородкой в партере располагался оркестр. Эта часть тоже называлась «яма», отсюда и возникло такое необычное название.
Считается, что современный облик оркестровая яма получила при строительстве Байройтского театра в Германии. Именно там подобное специальное пространство решил организовать известный композитор Рихард Вагнер. В системе, созданной им, оркестр располагался так, что музыкантов видно не было: у публики создавалось впечатление волшебного, поразительного звучания «из ниоткуда», что производило поразительный эффект.
Отсюда и пошла традиция размещать оркестр в отдельном, специально для него предназначенном пространстве ниже сцены.
Механизированная оркестровая яма – наиболее современное проявление оркестровых ям. В таком случае в основу ямы ложатся подъемно-опускные площадки. Это позволяет менять ее уровень и глубину, использовать различные варианты рассадки музыкантов и создавать впечатляющие формы и картины в спектакле.
Сейчас оркестр в театре не обязательно располагается в оркестровой яме. Например, в мюзикле «Шахматы» оркестр располагался над сценой.
Приходите на шоу Театральной компании «Бродвей Москва» – «МАММА МИМО, или мюзикл пошел не так», «Первое свидание» и «День влюбленных» – и увидите разнообразные формы расположения музыкантов; и загляните в оркестровую яму на мюзикле «Ничего не бойся, я с тобой».