Театр призван вызывать эмоции и чувства, которыми очень часто хочется поделиться с другими. Сейчас, в эпоху цифровых технологий и социальных сетей, каждый может высказать своё мнение о просмотренных спектаклях, поэтому отзывы широкой публики приобретает всё больший и больший вес. Однако за впечатлениями профессиональных театральных критиков всё же продолжают пристально следить. Так почему же они так важны? Давайте разбираться.
Театральная критика – практика оценки и анализа театральных постановок. Очень важно понимать, что театральная критика не равна простому зрительскому отзыву. Нельзя написать «это был классный спектакль» или «всё было очень плохо, ставлю ноль звёзд» и думать о том, что теперь все будут воспринимать вас как гуру театра. Безусловно, потенциальные театральные зрители частенько изучают впечатления других людей от того или иного спектакля, чтобы понимать, стоит ли тратить на поход в театр деньги и время, однако обычные «нравится – не нравится» дают лишь субъективную оценку, а вкусы, как известно, у всех разные. Театральная критика, в свою очередь, подразумевает чётко аргументированное мнение, основанное не столько на личном восприятии, сколько на профессиональных знаниях, насмотренности и критическом мышлении. Прочитав как обычные отзывы зрителей, так и мнение театральных критиков, можно составить полное представление о том или ином спектакле. Особенно ценно, когда точки зрения совпадают: так, мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой», который идёт в Театре МДМ с декабря 2022 года, пользуется огромной любовью и у широкой публики, и у профессионального театрального сообщества.
Чем же конкретно занимаются театральные критики? Если говорить просто, то они посещают спектакли и пишут рецензии, в которых оценивают различные аспекты постановки, включая актёрское мастерство, режиссуру, сценографию, костюмы, музыку и остальные элементы, используемые творческой командой для воплощения в жизнь своих самых смелых задумок. Такие аналитические разборы призваны информировать общественность о качестве и ценности того или иного спектакля, а также помогать создателям постановки взглянуть на своё творчество другими глазами. Ещё одной важной задачей критика является документирование. Когда человек пишет рецензию, он создаёт некий отпечаток спектакля, и потом, через много лет, можно получить представление о том, какой была индустрия театра в тот или иной период.
На самом деле театральная критика – не меньшее искусство, чем сам театр. Именитые критики зачастую имеют более весомый авторитет в индустрии сценического искусства, чем актёры-звёзды.
Работать театральные критики могут в самых разных средствах массовой информации: печатные газеты и журналы, онлайн-издания, интернет-блоги или социальные сети. Кроме того, театральные критики часто становятся гостями теле- и радиопередач, посвящённых искусству, а также ведут свои собственные программы.
Театральные критики направляют аудиторию, стараются обеспечить конструктивную обратную связь и вносят свой вклад в культурный диалог о сценическом искусстве. Согласитесь, миссия очень важная и, соответственно, достаточно тяжёлая. Необходимо обладать обширным набором навыков, чтобы овладеть профессией театрального критика и рассуждать о тонкостях театра. Пройдёмся по основным из них:
Это далеко не все требования, которые могут предъявляться к театральным критикам. И здесь возникает вполне логичный вопрос: а как этим самым критиком стать? Путей несколько. Первый – заниматься постоянным самообразованием. В этом случае очень важна мотивация и усидчивость, а также умение находить общий язык с людьми, выстраивать систему полезных связей. Если у вас нет специального образования, но есть искренняя любовь к искусству и желание углублять свои знания в театральной сфере, то можно попробовать воспользоваться этим маршрутом, чтобы попасть в ряды критиков.
Второй путь включает в себя обучение в вузе. Высоко ценятся специалисты, получившие образование, связанное с гуманитарной сферой или искусством. Театроведение – основная специальность, на которую поступают будущие театральные критики. Среди самых популярных вузов, обеспечивающих высокий уровень подготовки, обычно выделяют ГИТИС, ВШСИ, РГИСИ. Основным плюсом «вузовского» пути театральных критиков являются связи, которые приобретаются в процессе обучения. Театроведческие факультеты, как правило, тесно сотрудничают с театрами, журналами, газетами, чтобы сразу погрузить студентов в профессиональный театральный мир.
Итак, мы разобрались с тем, кто такой театральный критик и как им стать. Теперь время для самого интересного – этики. В одном из своих стихотворений советский поэт и прозаик Вадим Шефнер написал: «Словом можно убить, словом можно спасти…». Общественное мнение – слово – всегда было очень важно для театрального искусства. Театральная критика, таким образом, запросто может уничтожить или, наоборот, возвысить тот или иной спектакль. И здесь главное помнить – в театральной критике не должно быть места бестактности. Критические рецензии призваны учить и направлять, а не провоцировать конфликты, поэтому они должны основываться на принципе взаимного уважения.
Стоит, однако, отметить одну особенность, которой обладают современные театральные критики: нередко рецензия может являться частью «игры», театрального шоу, когда критики специально пренебрегают этикой и используют достаточно злой и резкий стиль повествования, чтобы вызвать большой общественный резонанс.
Нельзя забывать: на плечи театральных критиков возложена большая ответственность. По сути, их можно назвать лидерами мнений, которые способны изменить взгляды других людей. Некоторые спектакли достаточно трудны для восприятия и осмысления, а хорошо написанный критический разбор помогает разложить всё по полочкам.
Одним из самых острых вопросов, связанных с этикой театральной критики, является конфликт интересов. Дело в том, что нередки случаи, когда критики сами работают в каком-нибудь театре, и тогда возникает дилемма: писать о «конкурирующих» спектаклях беспристрастно или работать в интересах своего театра.
Итак, резюмируем: театральный критик является важным звеном в театральном мире. Он должен обладать глубокими знаниями в области сценического искусства, драматургии, а также иметь аналитический склад ума, чтобы давать честную, аргументированную оценку постановке. Рецензии могут повлиять на посещаемость и коммерческий успех спектакля, на карьеру актёров и режиссёров, а потому основной принцип критики – конструктивность. Грамотно выраженное мнение может стать ценным ресурсом для дальнейшего развития индустрии театра.