Известные балерины России

Известные балерины России: вклад в мировое балетное искусство

Сегодня в это трудно поверить, но на заре становления искусства балета в XV и XVI веках на сцене царили мужчины. Почти до конца XVII века балерины были если не редкостью, то точно не главными звёздами теперь уже академического танца. В 1681 году на сцене Парижской оперы дебютировала танцовщица под псевдонимом La Fontaine, которая сегодня считается первой профессиональной балериной. Но фокус с танцовщиков-мужчин сместился в Западной Европе только в начале 19 столетия: на передний план вышли женские персонажи – вроде невесомой Сильфиды. А к XX веку балет уже прочно ассоциировался с грациозным станом в белой пачке. Нельзя переоценить и роль русских танцовщиц в укреплении этого образа. Рассказываем о самых ярких представительницах балетной сцены из России: звёздах прошлого, настоящего и будущего.

Мировые звезды российского балета

Российская сцена открыла миру не одну выдающуюся балерину. Если взять практически любой рейтинг лучших танцовщиц мира, то как минимум половина представленных в нём будет иметь российское происхождение: Павлова, Уланова, Плисецкая, Захарова, Осипова, Максимова, Лепешинская, Ваганова… Это лишь первые имена, которые приходят в голову поклонникам балета в разговоре о величайших танцовщицах в истории. Вспомним главные из них.

Анна Павлова

Источник: teatral-online.ru

Непревзойдённая российская балерина, которая неизменно возглавляет все списки величайших представительниц искусства академического танца. Удивительно, что что для своего времени она была, как бы сейчас сказали, «неформат». Её руки и ноги казались тогдашним ценителям слишком длинными, ступни — чересчур изогнутыми, а лодыжки — недопустимо тонкими. Однако Павлову такая оценка не остановила на пути к мечте. По окончании императорской балетной школы (ныне Академия русского балета им. А.Я. Вагановой) она поступила в Мариинский театр и очень быстро поднялась по карьерной лестнице. Она стала музой легендарного балетмейстера и хореографа Мариуса Петипа, а после роли Жизели в 1906 году получила статус примы-балерины Мариинки, в коем пребывала семь лет. Но действительно славу планетарного масштаба ей принёс образ умирающего лебедя, хореографию для которого придумал Михаил Фокин. Анна Павлова много ездила с гастролями с Русским балетом – частной труппой Сергея Дягилева, вдохновляя не только людей искусства. В честь русской танцовщицы называли конфеты, марки одежды, духи, а шеф-повар одного из отелей новозеландского Веллингтона придумал десерт из взбитых сливок, безе и фруктов, который все знают под именем Pavlova. Великой артистки не стало в 1931 году — она умерла в Гааге от воспаления лёгких, простудившись во время репетиции в неотапливаемой студии. Последними словами легенды стали «Приготовьте мой костюм лебедя!»

Галина Уланова

Источник: ria.ru

Первые уроки балета Улановой дала её мать — танцовщица балетной труппы Мариинского театра. Но она не видела особого таланта у дочери. Понимание, что перед ними будущая мировая звезда балета, пришло к педагогам только на последнем курсе Петроградского театрального училища. Безоговорочный триумф Улановой начался с роли Одетты в «Лебедином озере», которую она исполнила в 20 лет. После талантливая балерина танцевала самые желанные для всех танцовщиц партии, была примой Мариинского и Большого театра, а позже — выдающимся педагогом. Самым большим достижением Улановой можно назвать вклад в мировой балет: например, театральные историки утверждают, что её Жизель и Джульетта в гастрольных спектаклях в лондонском «Ковент Гардене» «навсегда изменили балет в Великобритании».

Майя Плисецкая

Источник: 7days.ru

С балетом маленькую Майю познакомила её тётя Суламифь Мессерер — солистка Большого театра удочерила девочку после ареста её отца в 1937 году и ссылки матери в 1938-м. Она же выбила место для Плисецкой в хореографическом училище. И не прогадала. В 1960 году сразу после ухода Улановой Плисецкая стала примой-балериной Большого театра. Русская балерина объездила со спектаклями полмира — ей рукоплескали во Франции, США, Германии, Великобритании, Испании. В 80-е годы Майя Михайловна возглавляла балет Римского театра оперы и балета и Национальный балет Испании в Мадриде. Самые придирчивые критики благоговели от её уникальной пластики, благодаря которой у Плисецкой выработался свой собственный стиль — одной из главных его отличительных черт стала трагичность. Знатоки балета также отмечают широкий прыжок Плисецкой, но самые утончённые ценители прежде всего обращают внимание неофитов на удивительные руки балерины. Даже в преклонном возрасте благодаря им великая Майя приковывала к себе внимание: «Она танцует руками так, что ничего другого я не вижу», — ахали балетоманы по всему миру.

Современные звезды балета

Вот уже больше века российский балет не сдаёт своих позиций, являя миру новые и новые имена самых невероятных танцовщиц, которые достойно несут знамя, поднятое их предшественницами – великими Павловой, Улановой, Плисецкой. Вот самые яркие звёзды современности.

Ульяна Лопаткина

Источник: culture.ru

Балерина, которую критик Вадим Гаевский назвал «даром Божьим». И с этим мнением согласны любители балета и профессиональные балетмейстеры по всему миру. Ещё совсем юной балериной Кировского театра Лопаткина покорила взыскательную лондонскую публику множеством «маленьких» ролей: «Одним движением руки Лопаткина способна ясно выразить зрителю себя всю» — писала восторженная пресса. Знаковой для балерины стала роль принцессы Авроры в «Спящей красавице» Чайковского. В 2000 году во время спектакля «Баядерка» на сцене Мариинки, уже будучи примой театра, Лопаткина травмировала ногу. Восстановиться она смогла только после операции в 2003-м и продолжала радовать своих поклонников ещё почти 15 лет.

Диана Вишнёва

Источник: zariadie.com

Карьера Вишнёвой началась с легендарной Академии русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге, где она получила самые высокие баллы в истории школы. Уже в первый год работы в труппе Мариинского театра Диана удостоилась двух престижных премий: «Бенуа де ла Данс» и «Золотого софита». В 2003 году Вишнёва присоединилась к труппе Американского балета, продолжая танцевать в главных театрах балета по всему миру. На протяжении своей карьеры Вишнёва выступала в качестве приглашённой звезды в балете Парижской оперы, театре Ла Скала и Берлинской государственной опере. В числе её самых выдающихся работ – «Ромео и Джульетта», «Жар-птица», «Рубины» Джорджа Баланчина и «Манон» Кеннета Макмиллана.

Светлана Захарова

Источник: vm.ru

Дебют Захаровой в Мариинском театре состоялся в 1996 году в спектакле «Бахчисарайский фонтан». Уже спустя год балерина стала солисткой, а в начале нулевых в качестве примы перешла в Большой театр. С 1999 года Захарова регулярно выступала в качестве солистки Парижской оперы, где работала с Пьером Лакоттом — одним из самых авторитетных современных хореографов в области классического балета. Захарова танцевала как классических героинь Жизель, Одетту-Одиллию, Аврору, так и роли в современных произведениях — «Серенаде» и «Симфонии до мажор» Джорджа Баланчина, «Манон» Кеннета Макмиллана и «Сейчас и тогда» Джона Ноймайера.

Театры, ставшие колыбелью талантов

Две главные балетные сцены России — Большого и Мариинского театров — не только дали миру легендарные имена балерин, но и часто становились соперниками в конкурентной борьбе за них.

Большой театр: история и вклад в балетное искусство

Для русского зрителя это покажется странным, но русский балет за рубежом называют «Большой балет», а не «балет Большого театра». Это обусловлено и традицией разделения балета и оперы, и тем, что балет в главном театре РФ действительно сильно выделяется на фоне оперных постановок, имея в мире гораздо больший вес. Свою историю балет Большого ведёт с 1773-го: за три года до основания собственно театра в Москве была создана танцевальная школа, ученики которой и стали в итоге первыми танцовщиками балетной труппы Большого. Долгие годы постановки театра упорно пытались конкурировать со спектаклями Мариинского театра в Петербурге, однако после того, как у руля балета в Москве встал выходец из Мариинки Александр Горский, Большой начал обретать свою собственную уникальную идентичность. На то время пришлись великие постановки «Дон Кихота» (1900), «Коппелии» (1901), «Лебединого озера» (1901), «Тщетной предосторожности» (1903), «Жизели» (1911), «Корсара» (1912) и «Баядерки» (1917). Громкое международное признание Большой балет получил в 20-е годы и с тех пор царит на пьедестале лучших трупп мира. Трудно переоценить значение театра в общемировом развитии балетного искусства, чтобы убедиться в этом, достаточно упомянуть лишь несколько (но далеко не все!) фамилий величайших режиссёров и балетмейстеров: В. Вайнонена, Фёдора Лопухова, Ростислава Захарова, Леонида Лавровского, Вахтанга Чабукиани, Владимира Васильева, Алексея Ратманского, Сергея Филина. В числе балерин – звёзд Большого балета разного времени – Суламифь Мессерер, Софья Головкина, Ирина Тихомирнова, Ольга Лепешинская, Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Галина Уланова, Екатерина Максимова, Наталия Бесмертнова, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Нина Сорокина, Людмила Семеняка, Нина Ананиашвили, Галина Степаненко, Надежда Грачёва, Светлана Захарова.

Мариинский театр: легенды сцены и современные достижения

Основанный в XVIII веке и первоначально известный как Императорский русский балет, Мариинский балет является одной из ведущих балетных трупп мира. Императорская театральная школа, открытая 4 мая 1738 года в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, стала предшественницей легендарной Вагановской академии. Как Императорский балет, Мариинская труппа первой представила многочисленные балеты непревзойдённого хореографа Мариуса Петипы. Ряд его работ (включая «Щелкунчика», «Спящую красавицу», «Дон Кихота», «Баядерку», «Раймонду» и др.) составляет основу традиционного репертуара классического балета, исполняемого балетными труппами по всему миру — при этом сохраняется большая часть хореографии Петипы. В разное время на сцене Мариинки дебютировали ныне повсеместно признанные легенды балета Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова. Свои первые опыты по постановке балетов великий Джордж Баланчин также представил в Петербурге.

Сегодня балетная труппа Мариинского театра также продолжает радовать и удивлять. Новые имена периодически врываются в поле мирового балета и закрепляются в нём надолго, если не навсегда. Это молодые примы Олеся Новикова, Диана Вишнёва, Екатерина Кондаурова, Оксана Скорик, Алина Сомова и Виктория Терешкина.

Влияние российского балета на мировую сцену

Русский балет навсегда изменил искусство классического танца в принципе, не говоря уже о конкретных театрах и главных балетных деятелях всех времён, которые не раз признавались в том, что во многом обязаны именно русской балетной школе.

Чем уникальна российская школа балета

Школа русского балета, которая формировалась в первую очередь в конце XIX – начале XX веков, отличается не только безупречным мастерством, профессионализмом самой высшей пробы, но и особой духовностью и недостижимой величественностью. Если говорить более предметно, то русскую балерину можно сразу узнать по рукам, которые более мягкие, чем, скажем, у американок. Отличает наших артисток и особая постановка корпуса, а также особое умение ходить между позициями — во время их перемен. Всё это складывается в совершенно особенную координацию, которая позволяет по сути станцевать что угодно. При этом получается по-разному, порой удивляя искушённого ценителя, но всегда — невероятно красиво.

Международные достижения и признание

Российский подход в подготовке артистов балета признан эталонным во всём мире. Сегодня это безусловно международная история. Можно много говорить о том, что на протяжении двух столетий наш балет остаётся, пожалуй, главной визитной карточкой российского искусства, флагманом отечественной культуры, однако именно сегодня хочется отметить, что достижения в академическом танце русских балерин всегда было способом найти общий язык между представителями разных наций, убеждений, принципов.

Заключение

Что бы ни случилось – русский балет останется незыблемой частью мировой культуры. Эту величину невозможно отменить, как нельзя отменить саму жизнь. Даже во время холодной войны балет способствовал диалогу нашей страны с остальным миром. Язык танца, десятилетиями вырабатываемый русскими гениями, оказался интернациональной формой общения и взаимопроникновения культур. Если брать известную фразу о том, что красота спасёт мир, то несомненно балет в этом определении красоты занимает огромное, если не главенствующее, место.

Новости

Оркестровая яма: что это и ее роль в театре
Куда сходить и что делать на майские праздники в Москве
Мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой»: кинотур по России
Мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» – главное событие года
Театральный этикет – правила поведения в театре
Новый пародийный мюзикл «МАММА МИМО! или Мюзикл пошел не так» от театральной компании «Бродвей Москва»
Театральные профессии: кто есть кто в театре
Известные балерины России: вклад в мировое балетное искусство
Великие драматурги мира
Как романтично провести праздники вдвоем
Мужчины в балете: сочетание силы и грации
«Приготовьтесь, мы погружаемся!»: что такое иммерсивный театр
Куда сходить в Москве зимой
Властитель дум: режиссёр как главное лицо в театре
Столичная романтика: куда сходить на свидание с девушкой в Москве
Мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой»: теперь на всех стриминговых платформах!
Почему в театре служат, а не работают?
Лучшие театры России: 16 топ-театров, обязательных к посещению
Корпоратив в театре: беспроигрышный вариант для неформальной встречи
Театральный критик: кто это, зачем он нужен и откуда берется
Звонки в театре: зачем театру три звонка?
Осенняя Москва: куда сходить и что посмотреть столичной осенью
«Секретные» материалы Театра МДМ
Лучшие места в Театре МДМ: какие места нужно выбирать
Лето в Москве: куда пойти в сезон отпусков
Театральный рекорд века - 350 тысяч зрителей за первые 5 месяцев проката в МДМ!
Мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой». Беспрецедентный рекорд - 100 аншлагов подряд!
Идеи для празднования 8 марта
Интересные идеи как провести День Святого Валентина со своей второй половинкой
Куда сходить по Пушкинской карте в Москве?
Мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» на хиты группы «Секрет»: самая оптимистичная премьера сезона
В Театре МДМ прошла открытая репетиция мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой»
Песни группы «Секрет» впервые прозвучали под оркестр
Мюзикл «Шахматы»: последняя партия
«Ничего не бойся, я с тобой!»
Мюзикл «Шахматы» в Театре МДМ сыграли 500 раз!
Мюзикл «Шахматы» получил три «Золотых Маски»
Театр МДМ подготовил специальные условия для всех, кто весной и летом собирается в Москву
В столице появился первый в мире шахматный поезд метро
В сентябре Шоу снова пойдет не так… Но только 8 раз!
Мюзикл «День влюбленных» встретил лето пижамной вечеринкой в Театре МДМ
Антракт отменяется: в Театре МДМ представили новый номер мюзикла «Шахматы»
Мюзикл «Шахматы» в Театре МДМ стал новой достопримечательностью Москвы
Театральная компания «Бродвей Москва» подготовила специальные предложения для турбизнеса